- В туман – убирайте паруса,
становитесь на якорь и дудите в трубочку…

В.Кунин «Иванов и Рабинович»


Так она и поплывет... Первая швартовка
Тот самый Кирилл.


Спуск на воду никак не напоминал праздник. Наши провожающие, не дождавшись его в воскресенье, укатили домой. Участвовали начальник яхт-клуба на кране и мы с Сагитом, зрителей - ни одного. Ринат и Костя отсутствовали, ходили за бензином. Со спуском управились быстро, еще полтора часа - на вооружение лодки, чтение Сагитом инструкции по запуску мотора (сам я до сих пор не удосужился), подъем и спуск грота с одновременным объяснением, что и для чего, и отходим. Первое препятствие - цепь на выходе из клуба. Надо было заранее предупредить сторожей, но мы не подумали. Пока люди на берегу носились за ключами и опускали цепь, я постоял на моторе против ветра. Но наконец, путь свободен, выходим из гавани, люди на пирсе прикладывают руки к головам: салют отважным испытателям яхты! Об испытателях надо сказать следующее: у меня это, говоря авиационным языком, первый самостоятельный полет, Костя (старпом) и Сагит с Ринатом (матросы) на нерезиновом судне вообще впервые.

Начинаем учиться. Ринат рулит на моторе, мы с Сагитом и Костей ставим грот. Глушим мотор, идем под парусом, делаем несколько поворотов: все хорошо, ветер метров пять - и лодка идет, и учиться удобно. Все по очереди пробуют рулить. У Сагита начало получаться, но он быстро устал, Костя задает вопросы типа: «А куда подвинуть эту палку?», то есть явно требует проведения теоретических занятий, Ринатовы успехи - между этих двух крайностей. Так как полрулевого на лодке уже есть, объясняю экипажу первейшее правило безопасности: что делать, если капитан упал за борт. Несколько раз показываю «быструю остановку», делают вид, что поняли: «Не боись, капитан, падай. Может, и спасем...»

Говорю: «Несите из гальюна стаксель», но поставить его сегодня не судьба: стаксель-фал перехлестнут позади краспицы. Несколько раз кидаем гайку со шнурком, пока шнурок не запутывается за ванту, и успокаиваемся: не поднимать же человека до краспиц - ветер усилился, и начало болтать. Сама собой придумывается новая команда: «Стаксель – на гальюн!» Река делает поворот, и мы становимся носом строго на ветер, начинаем лавировать. Пришло время определиться, куда и как мы идем...

- Ринат, возьми GPS, почитай его инструкцию и определи нашу скорость, а потом возьми лоцию и определи оставшееся расстояние до Полазны...
Ринат исчезает на десять минут в каюте и выдает ответ: скорость - два с половиной километра в час, до Полазны - двадцать. Я, прикинув, что если мы в лавировку идем два с половиной, то по линии пути продвигаемся километр-полтора в час, принял решение идти на моторе, иначе засветло не поспеть. Включаем мотор, идем пять километров в час: так успеваем, а больше полгаза нам дать нельзя: мотор на обкатке.
Убираем парус, но тут же ставим снова: без него килевая качка усиливается, и мотор то притопает до верхнего кожуха, то противно хрюкает, вылезая из воды. Несколько раз гоняю всех на нос, когда мотор утопает больше, чем можно, и в кокпит, когда он хрюкает, прежде чем нахожу правильное положение: Ринат вместе со мной в кокпите, Сагит с Костей - возле мачты. Так и идем. Ринат берет камеру, снимает. Костя «дает интервью»:

- Нам очень нравится такой отдых!
Короткие волны не столько раскачивают лодку, сколько создают шквалы брызг на носу, на фоне которого и снимаются Костя с Сагитом...
- Мы готовы вот так идти и идти, идти и идти...
Две особо мощных волны обдают их с головой, вода прилетает и в нас с Ринатом...
- Нам это очень нравится, несмотря на то, что вымокли мы уже по самые помидоры. Даже то обстоятельство, что мы ничего не ели с самого утра не может поколебать нашей решимости идти и идти и идти ... То, что вода заливается за шиворот, нам тоже очень нравится. Мы не променяем такой отдых ни на какой другой...

Часа через полтора веселье заканчивается. На нас уже надето все теплое и не промокающее, но все равно холодно. Мужики по очереди начинают натурально трястись от холода и бегать в каюту греться. Едим хлеб с тушенкой. Ну и с водкой, конечно. Теплее всех мне: я одет, как будто поехал кататься на горных лыжах, да еще сверху непромоканец.
Замечаем какой-то объект, который по мере приближения превращается в болтающийся на волнах катер. Вскоре становится понятно, что это не просто катер, а катер сам по себе. Проходим рядом: вполне приличный дюралевый катер с еще более приличным мотором, причем поднятым в «стояночное» положение, на борту никого, тент наполовину отвязался или оторвался и полощется по ветру - наверное, сорвало со стоянки. Расходимся, отходим от него, пока я соображаю, что с этим делать...

- Убираем парус, ловим катер...
Парус убирается сам, без глупых вопросов и задержек: у нас на борту уже не отдыхающие, которых я катаю, а матросы. Разворачиваюсь и пытаюсь, как учили, подойти и остановиться с наветренной стороны, но поздно убираю газ, и мы проходим мимо на приличной скорости, а так как не слабо болтает, то рука сама рулит подальше от катера: пытаться цеплять бесполезно. Начинаем второй заход, Сагит спрашивает:
-А что мы с ним делать будем?
-Не знаю... Пришвартуем куда-нибудь... Позвоним в милицию... Или, еще лучше, в ГИМС, пускай ищут хозяина! - Слово «милиция» не оставило гадкого привкуса.

На малой скорости лодка лучше управляется не румпелем, а поворотом мотора, причем, если повернуть мотор до упора и еще дать газу, то она разворачивается практически на месте. Через несколько таких поворотов с газом мотор срывается с места, падает за корму и вращается под водой, не переставая при этом работать, потом наедается воды и глохнет. Мы выуживаем его за веревочку, слушая рассказ Сагита о том, как он, получив от меня задание привязать к мотору веревку, привязал, конечно (дисциплина-то на корабле должна быть), но посчитал это странной причудой капитана.

-Все, ставим грот, идем в Полазну!
-А катер?
-Забыли про катер, под парусом нам его не поймать!

Сагит идет в каюту и продолжает изучение инструкции: раздел «утопление мотора». Все рекомендации сводятся к тому, что надо вылить отовсюду воду, налить вместо нее масло и отвезти мотор к дилеру. Он все, что положено, разбирает, воду выливает, а масла у нас нет: все, что было, размешано с бензином. Подсоединяет бензопровод и дергает стартер несколько раз - вот и вся смазка.
Подходим к Полазне, пытаюсь в бинокль обнаружить обозначенные в лоции (1973 года выпуска) швартовые банки, но их нет. На правом берегу бухты - большой причал с породистыми катерами. Туда мы не пойдем: чем рисковать задеть такие, уж лучше сразу открыть кингстоны. Слева обнаруживаем длинный пирс, решаем причалить к нему. Рассказываю, как, с моей точки зрения, это должно выглядеть:

- Поравнявшись с пирсом, поворачиваем налево и подходим с подветренной стороны. Идем вдоль пирса, вы быстро убираете парус, не укладываете, бросаете как попало. Лодка идет по инерции и останавливается, вы сходите на пирс и держите ее - убрать парус заранее я не сообразил.
Пока до пирса далеко, Ринат развивает другую идею: мы проходим мимо пирса и высаживаем его на резиновой лодке. Он приезжает на пирс, а мы где-то ходим это время. Потом, во время второго прохода мимо пирса, мы бросаем ему веревку... Ринат заканчивает свои рассуждизмы, когда становится ясно, что к пирсу мы не идем, а несемся. Поворот уже сделан, и мы летим вдоль пирса на расстоянии не более десяти сантиметров от него. Мужики стоят, приготовившись к быстрой уборке паруса, но при такой скорости, как быстро ее ни делай, окончится она уже на берегу... Растравливаю гика-шкот и ору:

- Все на пирс, держите лодку!
...Стоят…
- Сагит, так растак! Ринат, е-пэ-рэ-сэ-тэ! Костя, раскудрить твою!..
Все на пирсе, лодка остановилась. Со стороны, наверное, выглядело лихо. ...Как много, все-таки, значит личное мастерство плюс умение работать с коллективом...

Отдых в королевстве Таиланд   Авторский блог Кирилла Аваева © 2012
Распространение контента разрешается только с личного разрешения автора